Государственные закупки

20/10/2011 admin Госзакупки


Практика проведения государственных закупок характерна для многих стран мира. Но если в наиболее развитых из них процессы, происходящие в данной сфере, отшлифованы многолетним опытом и доведены практически до совершенства, то остальные лишь ступают на путь эффективного использования бюджетных средств. Не так давно, кстати, Европейским банком реконструкции и развития в 30-ти странах Европы и Азии была проведена оценка политики государства в отношении рынка госзакупок. Согласно этим аналитическим исследованиям Украина, наряду с Молдовой и Беларусью, переживает пока лишь начальный этап приближения к стандартам Евросоюза. Одним из важнейших направлений такого приближения является совершенствование нормативной базы, и со 2-го октября текущего года игра на рынке украинских госзакупок идет уже по новым правилам. Правда, отношение экспертов к новой редакции  Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» однозначным назвать никак нельзя.

Одним из основных нововведений можно считать ограничение круга государственных и коммунальных предприятий, закупки которых подпадают под действие закона. Для этого они должны иметь таможенные или налоговые льготы, получать бюджетную поддержку (прямую или косвенную) или быть освобожденными от выплаты задолженности перед бюджетом и целевыми фондами. А закупки отдельных категорий товаров, работ и услуг, таких, как тепловая и электрическая энергия, ядерное топливо, нефть и сырые нефтепродукты, централизованное водоснабжение и т.п., будут отныне регламентироваться отдельными законодательными актами. К сожалению, пока не обнародованы даже их проекты. Существенные изменения коснулись и условий, необходимых для применения, а также правил проведения процедуры закупки у одного участника, для организации которой особое согласование Уполномоченного органа – Министерства экономики – больше не требуется. Таким образом, по аналогии с тендерными законодательствами ряда европейских государств, авторы закона попытались повысить меру ответственности отечественных организаторов конкурсных торгов.

Получили заказчики тендеров и право в случае необходимости прибегать к изменению по согласованию с исполнителями контракта его существенных условий, в частности, увеличивать стоимость (правда, в определенных пределах) товара или пролонгировать договор. Инновационным можно считать и внедрение в практику госзакупок рамочных соглашений, предусматривающих отбор группы потенциальных поставщиков, из числа которых по мере необходимости будет выбираться исполнитель конкретного договора с учетом предъявляемых критериев. Такие соглашения весьма удобны, если речь идет о периодических закупках несложных товаров на постоянно действующем рынке. Что ж, теперь на очереди – внедрение электронной формы госзакупок, о котором говорят уже не первый год, но соответствующий законопроект был подан на регистрацию в парламент совсем недавно.

госзакупки, государственные закупки, государство, закон о тендерах, закрытые торги,

Comments are currently closed.


Powered by WordPress. Designed by elogi.